ГЛАМУР

Все оттенки розового на выставке в Музее моды FIT в Нью-Йорке

Почему от этого цвета до сих пор все без ума

В нью-йоркском Музее моды FIT открылась выставка «Розовый: история бунтарского, привлекательного и сильного цвета» (Pink: The History of a Punk, Pretty, Powerful Color), призванная раскрыть все тайны розового цвета и скорректировать сложившиеся относительно него стереотипы. 

В массовом сознании закрепилась идея, что розовый — синоним инфантильности, излишней романтичности и мечтательности, недаром существует фразеологизм «розовые очки», однако характер этого цвета не так прост, как кажется на первый взгляд. Все началось с  XVIII века, когда знаменитая фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур популяризировала розовый, появившись на одном из своих портретов в нежно-розовом дезабилье с розовыми румянами для лица в руках. После — женщины теряли рассудок при виде розового нижнего белья (что говорить о мужчинах) — этот факт красочно описывает  Эмиль Золя в своем «Дамском счастье». Тогда розовый был символом эротизма и сексуальности. Много позже о соблазнительности розового белья напомнил Жан-Поль Готье, одев Мадонну в розовый корсет для ее тура Blond Ambition.

Противоречивость розового подчеркивает куратор выставки — историк моды Валери Стил. По ее словам, образы женщин, которые любят розовый, очень многогранны: от милой и невинной до строгой и эротичной. Поэтому среди экспонатов как женственные образы — например, коктейльное платье Dior 1960 года с юбкой в виде распустившегося бутона, платье Elsa Schiaparelli знаменитого оттенка shocking pink или вечерний комплект Charles James, украшенный шелковыми цветами ручной работы, — так и творения Вивьен Вествуд, Рэи Кавакубо или Зандры Роудс, наглядно демонстрирующие, что розовый может быть бунтарским цветом. 

Последним примером тому служит проект Pussyhat активисток Джейны Цвейман и Кристы Сух, ставший реакцией на политику Дональда Трампа. Ярко-розовые вязаные шапки Pussyhat мгновенно стали символом поддержки и солидарности женщин в борьбе за свои права. 

То, что розовый может быть голосом протеста, доказало и другое феминистское движение Gulabi Gang — в переводе «розовая банда», родившееся в индийском штате Уттар-Прадеш под руководством Сампаты Паль. Цель «розовой банды» — воспитать у местных мужчин справедливое отношение к женщинам. Для участниц Gulabi Gang розовый — цвет, который привлекает внимание. «Когда моя группа приходит в какую-нибудь деревню, чтобы выяснить отношения с очередным мужем-тираном, все жители выходят посмотреть на нас», — говорила основательница Gulabi Gang Сампат Паль. 

Если отмотать время немного назад, то можно заметить, что в 1950-х и 1960-х годах розовый, напротив, был абсолютом женственности, которая ставилась в противовес набирающим обороты движениям за равноправие. Чуть позже этот цвет успешно ворвался в мужской гардероб, особенно он полюбился адептам стиля преппи.

Сегодня рупором, провозглашающим «Think pink!», служит компания Pantone со своим цветом года. В 2016-м их было сразу два — нежно-розовый, или розовый кварц, и бледно-голубой как знаки все нарастающего тренда на гендерную амбивалентность. 

О том, какой ассоциативный круг прошел розовый цвет за время своего существования, а также о его значении в моде, гости выставки смогут узнать до 5 января 2019 года. Так что, если вдруг вы в этот период будете гостить в Нью-Йорке, настоятельно советуем заглянуть в Музей моды FIT. Кроме того, там же можно приобрести книгу о выставке под редакцией Валери Стил.

Источник