Почему вам нужно посмотреть документальный фильм «Поколение достатка»
Исследование принципа «не быть, а казаться»
Художница и режиссер Лорен Гринфилд 30 лет работала над документальной лентой «Поколение достатка». В преддверии премьеры фильма (20 июля картину покажут в США) она поделилась результатами с Vogue.
«Все хотят быть богатыми», — сказал мне однажды основатель таймшер-компании Westgate Resorts, миллиардер Дэвид Сигел. «Если кто-то не может стать богатым, он хочет чувствовать себя таковым. А если этот кто-то не хочет даже чувствовать себя богатым, значит он мертв». Эти слова он произнес во время съемок моего документального фильма «Королева Версаля», и в них — вся суть нашего бытия. А когда он добавил, что «деньги не могут сделать вас счастливым, но дают возможность жить несчастливо в лучших местах планеты», я решила приступить к глубокому изучению влияния богатства. Именно это — лейтмотив фильма «Поколение достатка».
Мне кажется, мы потеряли моральные ориентиры. Необузданное желание потреблять обернулось против нас: мы не принимаем себя такими, какие мы есть, нам кажется, что счастье материально. Подпитываясь поп-культурой, мы сравниваем себя со знаменитостями, следим за ними в социальных сетях и уделяем этому больше времени, чем близким людям.
Я не считаю, что всему виной Instagram. Будучи фотографом и режиссером, я задаюсь вопросами материализма и культа селебрити еще с 90-х годов. В своей дебютной работе «Время вперед» 1997 года я исследовала проблему ранней потери невинности, в последующих проектах — «Время девочек», «Анорексия», «Дети + деньги» и «Королева Версаля» — изучала эволюцию молодежной культуры, гендера и потребительства. После кризиса 2008 года я поняла, что архетипы каждого из моих проектов незримо связаны схожестью черт и судеб. Всех героев объединяет зависимость от масс-медиа и маниакальное стремление к брендовым и статусным вещам.
Работа над «Поколением достатка» привела меня к пониманию: никто из нас (включая меня) не застрахован от пагубного влияния культуры потребления. Я отсмотрела полмиллиона фотографий, снятых за всю мою карьеру, сделала еще 50 000 снимков, провела 500 интервью и объездила все точки, где погоня за материальными ценностями и внешней красотой идет активно (в том числе Лос-Анджелес и Москву). И мне было мало. Я была уверена, что необходимо больше информации. Мое поведение — побочный продукт тех самых социальных «болезней», о которых идет речь в фильме. Мотивации и амбиции героев были более разрушительны, нежели мои, но я видела параллель между нашими поведенческими паттернами. Работа или успешность — такие же зависимости.
Жажда большего неутолима, и принятие этого факта помогает обратиться к более важным вещам: семье, морали, здоровью. Забывая их, мы не понимаем, как и куда двигаться. Если остаться стоять на месте, у нас не получится построить будущее. Но в случае, если мы, как и многие герои моего фильма, попробуем изменить себя, возможно, шанс на спасение есть.